@ARTICLE{26543118_213249643_2017, author = {В. В. Титкова and В. А. Иванюшина and Д. А. Александров}, keywords = {, школа, подростки, воспринимаемая популярностьгендерные различия}, title = {Кто популярен в школе: умные, красивые или независимые?}, journal = {Вопросы образования}, year = {2017}, number = {4}, pages = {171-198}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2017--4/213249643.html}, publisher = {}, abstract = {Титкова Вера Викторовна - младший научный сотрудник научной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). E-mail: vtitkova@hse.ruИванюшина Валерия Александровна - кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник научной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). E-mail: ivaniushina@hse.ruАлександров Даниил Александрович - кандидат биологических наук, профессор, руководитель научной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), заместитель директора НИУ ВШЭ (СПб). E-mail: dalexandrov@hse.ruАдрес: 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 55, корп. 2.С целью выявления представлений современных российских подростков о популярности, определения ее критериев и оценки гендерных различий в факторах популярности проведены 62 полуструктурированных интервью с учениками 9-11‑х классов из 15 школ и анкетирование 2376 школьников 9‑х классов из 55 школ. Обнаружено, что 40-50% школьников отвергают само понятие «популярный» на основании того, что оно означает неравенство и неравноправие. Такие  представления, по мнению авторов, обусловлены преобладанием в российском обществе ценностей коллективизма в противовес ценностям индивидуализма. Ученики, которых их сверстники считают популярными, характеризуются просоциальным поведением. Самой частой характеристикой популярного подростка является «душа компании»; несколько реже использовались критерии «привлекательно выглядит», «очень умный(ая)», «не признает авторитетов». Девушек чаще называют популярными за внешнюю привлекательность и умение модно одеваться, юношей — за спортивные успехи, споры с учителями, независимость и умение постоять за себя. Ум и общительность одинаково важны для популярности юношей и девушек. Авторы приходят к выводу, что представления о популярности у российских подростков отличаются от сложившихся в западной школьной культуре. Высокий статус в классе связан с социальным одобрением и поддержкой, академическими успехами и просоциальным поведением. }, annote = {Титкова Вера Викторовна - младший научный сотрудник научной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). E-mail: vtitkova@hse.ruИванюшина Валерия Александровна - кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник научной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). E-mail: ivaniushina@hse.ruАлександров Даниил Александрович - кандидат биологических наук, профессор, руководитель научной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), заместитель директора НИУ ВШЭ (СПб). E-mail: dalexandrov@hse.ruАдрес: 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 55, корп. 2.С целью выявления представлений современных российских подростков о популярности, определения ее критериев и оценки гендерных различий в факторах популярности проведены 62 полуструктурированных интервью с учениками 9-11‑х классов из 15 школ и анкетирование 2376 школьников 9‑х классов из 55 школ. Обнаружено, что 40-50% школьников отвергают само понятие «популярный» на основании того, что оно означает неравенство и неравноправие. Такие  представления, по мнению авторов, обусловлены преобладанием в российском обществе ценностей коллективизма в противовес ценностям индивидуализма. Ученики, которых их сверстники считают популярными, характеризуются просоциальным поведением. Самой частой характеристикой популярного подростка является «душа компании»; несколько реже использовались критерии «привлекательно выглядит», «очень умный(ая)», «не признает авторитетов». Девушек чаще называют популярными за внешнюю привлекательность и умение модно одеваться, юношей — за спортивные успехи, споры с учителями, независимость и умение постоять за себя. Ум и общительность одинаково важны для популярности юношей и девушек. Авторы приходят к выводу, что представления о популярности у российских подростков отличаются от сложившихся в западной школьной культуре. Высокий статус в классе связан с социальным одобрением и поддержкой, академическими успехами и просоциальным поведением. } }